Роспотребнадзор. Он может вам помочь, хотя бы в части.

Ни у всех есть деньги на представительство в суде. Это факт. Многие граждане не обладают даже базовыми знаниями о своих конституционных правах, и это, увы, тоже факт. Что же говорить о знаниях простого обывателя в банковской бухгалтерии, страховании и юриспруденции, они почти равны нулю. Не стоит забывать и тот факт, что ни все судьи обладают одинаково широкими и глубокими знаниями всех нормативных актов. Не все из них следят за Постановлениями Верховного Суда России, а потому решения по крайне схожим делам могут существенно различаться. Либо же наоборот, несмотря на то, что в России ни прецедентное право, судьи порой оглядываются на решения по "похожим" делам, и на основании них выносят свое. Принцип тут простой, раз такое решение приняли и оно не обжаловано, то значит "верное". Судья не хочет "рисковать"! Чем больше пересмотров на его решения, тем ниже считается его квалификация (неофициально). В таких условиях крайне сложно гарантировать реализацию принципов справедливости, всесторонности  и объективности в каждом деле. Никто не сомневается и в том, что банк изначально превосходит в своих возможностях своего клиента даже в суде, поскольку на его стороне и бухгалтеры, и специалисты, и юристы. Порой в судебном заседании, если вы или ваш представитель начнет доставлять хлопот, вы можете лицезреть трех-четырех специалистов от банка.

Отношения, связанные с получением кредитных средств, относятся к потребительским. Об этом стоит помнить всегда. Когда банк выдает вам карту или кредит, вы по сути покупаете услугу или товар в "магазине". У вас также остаются документы на руках, только их больше, чем при покупки бытовой техники. Не сомневайтесь, что вас также, как и в магазине, могут обмануть и обманывают, порой. Видите ли, банк это зависимая сторона, которой не интересны ваши права. Его основной задачей является получение максимальной прибыли и все. Соблюдение норм законодательства ни на первом месте в политике банка. Да и при всем знании Закона "О защите прав потребителей" его юристами, он не особо спешит навстречу этим самым потребителям. Поскольку всем понятно, что человек против банка изначально в проигрышной ситуации, как бы там ни говорили о равных правах (которые нужно еще ПОЛНОСТЬЮ понять и реализовать), должна существовать гос.структура, которая бы занималась мониторингом и строгим контролем за банками. Такая структура скоро, возможно, появится, все идет к этому. Насколько хорошо или плохо она будет действовать покажет время. Банки никогда не упустят момент заработать, даже с нарушением некоторых законодательных норм, либо просто обойти эти нормы, заплатив (пролоббировав) кому надо (кого надо). Порой, банк нарушает даже те пункты договора, которые написали от А до Я его же юристы. А уж о незаконности некоторых пунктов, которыми блещут практически все кредитные договоры всех банков, и говорить не стоит. Один момент со статьей 319 Гражданского Кодекса чего стоит.

В данное время неплохую роль в ваших проблемах с банками в судебном порядке может сыграть Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая в повседневной жизни известна многим как Роспотребнадзор. Образована она в 2004 году, так что уже есть сложившаяся политика и практика. Вся их и ваша правовая позиция в данной сфере закреплена в Законе "О защите прав потребителей". Не вдаваясь в историю создания службы, приведем интересный факт, который сразу подтвердит позицию Роспотребнадзора по отношению как к коллекторам, так и к банкам, которые с ними усиленно сотрудничают по взысканию мифических штрафов и несправедливых процентов.

Во-первых, на главной странице сайта http://rospotrebnadzor.ru если вы посмотрите справа, есть блок основных направлений и актуальной информации. Среди них белым шрифтом на ярко-красном фоне написано "Коллекторская деятельность". Пройдя по этой ссылке вы сможете прочитать всю статью, и массу обращений граждан. Чтобы не копировать весь сайт, и не заставлять посетителей гадать, приведу некоторые выдержки:

"В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступило письмо А.В. Морозова, президента «Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств», в котором в весьма свободной манере, свойственной скорее разговорному, нежели официально-деловому стилю общения, Руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко предлагается "выкроить время для прояснения позиций по вопросу, вызвавшему резонанс в обществе".

"Так, например, вице-президентом «Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств» является Елена Докучаева, и она же - генеральный директор «Секвойя Кредит Консолидейшн». Методами работы этой организации являются угрозы о непосредственной конфискации недвижимого имущества и угрозы родственникам."

"Из содержания поступивших обращений, очевидно, следует, что для «коллекторов» не важно, в каком положении находится предполагаемый должник. Например, банком «Ренессанс Капитал» (ООО) (председатель правления Алексей Левченко) через «коллекторские» структуры предпринимаются попытки взыскать 400 000 рублей с безработной матери больной нейросенсорной тугоухостью IV степени девочки. При том, что полученная по кредитному договору сумма составляла всего 100 000 рублей, женщине под угрозой лишения родительских прав предлагается продать квартиру для погашения долга."

"Более того, в ряде случаев, «коллекторские» агентства прямо требуют погашения необоснованных дополнительных затрат в сумме, многократно превышающей сумму долга"

"При этом, «коллекторы» позиционируют свою деятельность как предпринимательскую,  следовательно, направленную на извлечение прибыли, и места для социальной ответственности и человеческого сострадания в ней, зачастую, не находится."

Все вышеуказанные цитаты взяты с официальной страницы сайта Роспотребнадзора. Думается, комментарии излишни. Правовая позиция может быть только там, где есть независимый от получения прибыли гос.орган, задачей которого является соблюдение Закона. Если такого Закона и или ведомства нет, то "предприниматели", будь-то банки или коллекторские агентства, будут делать все для получения только своей максимальной, ничем неограниченной прибыли. На сайте также есть прием онлайн обращений граждан, согласно Закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30-ти дней вам на него ответят, если не потребуются какие-либо дополнительные проверки или документы от вас. Если не хотите ждать так долго, то в любом городе есть свое отделение Роспотребнадзора.

Я не утверждаю, что Роспотребнадзор вам чем-то поможет в любом случае, НО, когда человек остался один на один со своей финансовой проблемой, то ему необходима любая квалифицированная помощь. Проще тем, у кого есть средства нанять юриста (или представителя, специалиста в данной области дел), но таких проблемных клиентов банка гораздо меньше. Несколько труднее будет тем, кто решил сам зайти в интернет и узнать хотя бы самое основное в данной сфере. а что насчет тех, кто с интернетом на "ВЫ"? Или тех, кому некого нанять, а те же антиколлекорские агентства порой берут не намного меньше коллекторских? У них есть возможность позвонить по БЕСПЛАТНОМУ номеру для любого региона 8-800-100-00-04 с 10 до 17-00 по московскому времени с перерывом на обед с 12-00 до 12-45. Либо по московским номерам на "горячую линию" 8-495-621-70-76 или 8-495-621-25-74. Кроме того, вы можете ходатайствовать о привлечении Роспотребнадзора в суд для дачи заключения по вашему делу. Причем неважно, подал ли банк на вас, или вы подаете на банк в суд. Согласно части 4 пункту 7 статьи 40 Закона "О защите прав потребителей": "Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: ...обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей...". Необходимо знать, что заключение Роспотреба не является ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ в суде!

Хуже от участия в судебном процессе, или вашего обращения в Роспотребнадзор уж точно не будет. Помните, что банки очень часто навязывают страхование по потребительским кредитам, берут незаконные комиссии, гасят платежи ни в порядке, установленном статьей 319 Гражданского Кодекса РФ (сначала проценты по кредиту, затем основной долг), а в том порядке, который выгоден им (неустойка, проценты, долг). На эти моменты могут обратить внимание работники Роспотребнадзора. Обычному гражданину не так просто с этим разобраться, а времени и или средств найти грамотного человека, а ни просто юриста, который хочет на этом много заработать, увы нет. Если вы решили что-то делать сами, то прежде всего уясните конституционные права человека и гражданина, почитайте о том, что вы никому ничего не обязаны говорить против себя, суд вас  обязан надлежащим образом уведомить, а если времени мало, или у вас нет уверенности в силах, пробуйте ходатайствовать об отложении подготовки к судебному разбирательству, а после идите в Роспотребнадзор, или попытайтесь заявить ходатайство о его привлечении по вашему делу. Не все так сложно, как вам кажется. Не забудьте прочитать о ваших правах, которые есть у вас, благодаря статье 35 ГПК РФ. Уж лучше вы пойдете и попытаетесь сами что-то сделать, чем просто не пойдете в суд, и дело закончат без вас, приняв сторону банка, который действует всюду и всегда исключительно в своих интересах.

2 комментария к записи “Роспотребнадзор. Он может вам помочь, хотя бы в части.”

  1. Здравствуйте, с 01.07.14 вступил в силу новый закон который касается кредитов, в нём, как комментируют специалисты напрочь отсечена возможность вмешиваться в процесс с заёмщиком Роспотребнадзора, то есть получить защиту как потребитель, по потреб. кредитованию, подскажите какие ещё можно найти пути для привлечения Роспотребнадзора или же эта тема для заёмщиков закрыта насовсем??? Спасибо.

    • Я понимаю, что и тогда нельзя было, но в качестве консультанта то можно было по делу, а сейчас???

Оставить комментарий