Биография индейца Секвойи

Малоизвестный факт, что Секвойя это имя собственное. И если сейчас в контексте коллекторских агентств и кредитов его употребляют применительно к компании, то раньше его носил человек из племени Чероки (значение данного слова написано в предыдущей статье). По данным историков Секвойя родился в 1770 году, однако необходимо учитывать, что все документальные свидетельства, а их крайне мало, не указывают на точную дату. Можно лишь предполагать точный год рождения, не говоря уже о месяце и числе. Как бы там ни было, диапазон лет, когда родился Секвойя ограничивается 1760-1776г. Не точно, конечно, но учитывая, что индейцы как правило пользовались вербальным методом передачи историй, то это и не удивительно. Ходят много слухов и легенд о Секвойи. В данной статье (как автор сайта секвойя.рф) я лишь расскажу о самом важном, что сделал этот человек. Во-первых, следует понять, что имя Секвойя пишется и произносится по-разному. Так сам Секвойя писал свое имя на английском как "Ssiquoya". Индейские языки слоговые, потому паузы между слогами присутствуют и порой весьма значительные. Именно по этой причине индейцы племени Чероки произносят его имя на распев Си-куо-ия. В английском варианте существует устоявшееся написание его имени Sequoyah. В те далекие годы мало кому из "не местных" жителей хотелось вникать в произношение его имени, потому его назвали просто Джордж Гис, или Гес, дабы придать его имени запоминаемость с точки зрения "цивилизованного" обывателя. В детстве, по словам некоторых историков, у Секвойи была травма левого колена, которая помешала ему стать воином или хорошим охотником. Отсутствие физической подвижности он компенсировал изучением природы. Поскольку об образовании индейцев речь не шла вообще в те годы, то единственный способ был наблюдать, пробовать, придумывать. Этим всем очень грамотно пользовался Секвойя. В Википедии сказано, что Секвойя являлся вождем племени Чероки. По меньшей мере это заблуждение по двум причинам. Первая - он был кузнецом и литейщиком, который из серебра, золота и прочего металла мог создавать новые, нужные предметы. Вторая причина - племя Чероки это набор кланов, групп, которые разрознены на громадной территории и вождей у племени Чероки было несколько, не было одного ЕДИНОГО вождя. Если бы Секвойя был вождем группы племен он бы не смог наблюдать за "белыми" и чему бы то ни было учиться в таком масштабе как он это делал в реальной жизни. Индейцы верили, что письменность это удел избранных и нужно обладать талантом от духов, чтобы писать слова на бумаге. Секвойя же понимал что как и везде стоит только захотеть и приложить усилия, чтобы достичь результата в своем собственном развитии. Не зная английского языка изначально, он взаимодействуя с "белыми людьми" понял суть не только их алфавита, но и письма. Затем он захотел пойти дальше, и создать свой алфавит и азбуку, чтобы и индейцы племени Чероки научились передавать мысли и информацию через письмо. Называли они это явление "говорить на бумаге". И вот в 1809 году он отбросил все дела, дабы заняться не прибыльным, но весьма полезным делом для людей его племени. Сначала Секвойя пошел по пути один символ равно одно слово в языке Чероки, но затем он осознал, что так получается слишком много символов, и их очень сложно запомнить. Этот путь можно сравнить с иероглифами, только вместо них были более привычные изображения. Поняв, что этот вариант не подойдет, он перешел к другому способу. Теперь каждое слово обозначалось символом попроще. Как пример, птица в виде галочки. Но и тут неудача не заставила себя долго ждать. Разнообразие слов в языке Чероки, особенно касательно природных явлений поражает своей широтой, и одной галочкой для всех птиц было трудно отделаться. Все попытки привязать слово целиком к одному символу были тщетны. Тогда Секвойя решил, что этот путь изначально ущербный и неверный. Как уже было написано в этой статьей ранее, многие слова индейцы произносят четко разделяя на слога. Как вариант Си-куо-ия. Это особенность индейского языка в племени Чероки. Слог - вот что является основой любого слова. Так на свет, впервые за всю историю племени Чероки появилась Слоговая Азбука. Не скажу точно, есть ли еще у других народов что-то подобное, но в Америке это явно было впервые. Каждый символ обозначал слог, а ни звук, как к примеру у нас. На создание слоговой азбуки в чистом виде ушло чуть больше месяца, но весь пройденный путь исчислялся месяцами. Секвойя - индеец племени Чероки, который впервые придумал, и что немало важно распространил слоговую азбуку и письменность, позволившую его народу "говорить на бумаге". Всего в слоговой азбуке, созданной Секвойей насчитывалось 86 символов, которые визуально напоминали буквы из латиницы, цифры, буквы кириллицы (в его азбуке есть символ Ь знака) и т.п. Правда, ни один символ ни отражал даже близко ни одного звука латиницы или кириллицы, поскольку этого была слоговая азбука. Поскольку из взрослых индейцев учить было некого, Секвойя, недолго думая, решил обучить свою дочь Айоку (Ayokeh). Несмотря на свой 6-ти летний возраст ребенок воспринял обучение на ура, и через полгода дочь и отец смело могли не только разговаривать, но и переписываться. Это важный шаг, каким бы обыденным он сейчас не казался, научить своего ребенка писать. Более того, теперь азбука и письменность стали не придуманными в чей-то голове и на этом все, теперь можно было продемонстрировать практическое применение всего, что было создано. Вожди племен скептически отнеслись к письменности, считая, что все это очень сложно и долго, да и практического значения они не видели до тех пор, пока Секвойя и его дочь не показали им один пример. Отец рассказал вождям отрывок истории, затем записал его на бумаге. После к ним пришла его дочь, и прочитав отрывок с бумаги, точь-в-точь повторила перед вождями все то, что говорил до этого им ее отец. Вот тут всем стало ясно насколько полезна и практически применима может быть письменность. Секвойе дали добро на обучение некоторых взрослых своей письменности, дабы посмотреть что из этого получится. Обучение длилось в течение нескольких месяцев, и многие думали, что Секвойя использует своих учеников в колдовских целях. Завершающей проверкой и выпускным экзаменом был диктант. Так письменность распространилась в западных племенах Чероки, далее на Восток. В 1825 году Нация Чероки приняла письменность Секвойи и его слоговую азбуку как свою единственную и официальную. Не отходя от истоков, Секвойя продолжил простую жизнь в домике, который сам построил, где помимо кузнечного дела, обучал любого желающего письменности и слоговой азбуке, которую сам и создал. Как не удивительно это может звучать, но за образование он не брал ни копейки, к нему мог прийти любой желающий и изучить слоговую азбуку бесплатно. Стоить отметить, что в 1828 году была выпущена газета Cherokee Phoenix, которая издавалась на двух языках: английском и языке Чероки (написана слоговой азбукой Секвойи). Домик , где он проживал в штате Оклахома теперь признан частью исторического наследия Америки. Альберт Галлатин (Albert Gallatin) видный политический деятель тех времен, лингвист, этнолог, конгрессмен увидев и изучив слоговую азбуку признал ее практичность, красоту и точность в отличие от латинского алфавита. Несмотря на то, что обучаемому нужно запомнить 86 символов в противовес 26 в английском алфавите, студент после изучения символов сразу может читать. Касательно письменности, обучаемый слоговой азбуке ей овладеет через несколько недель, тогда как в американской системе образования в то время уходило пара лет на изучение английской письменности. Заканчивая свое повествование о Секвойе стоит упомянуть весьма интересный факт. Все нынешние деревья, которое носят это имя, были названы именно в честь индейца из племени Чероки. Австрийский ботаник Штефан Ладислаус Эндлихер впоследствии назвал так род кипарисовых вечнозеленых деревьев-гигантов. Так что при всем моем уважении к деревьям, сначала у имени Секвойя был человеческий облик, причем ни корыстный и зарабатывающий на всем и всех, а альтруистический и не прагматичный. Человек, который искренне считал и подтверждал делом тот постулат, где полезность для людей ставится выше, чем собственное обогащение.

1 комментарий к записи “Биография индейца Секвойи”

Оставить комментарий к записи Алексей